1

Тема: Об интроверсии и экстраверсии

С дихомотией интроверсия/экстраверсия в соционике сейчас, пожалуй, больше всего путаницы. С одной стороны, это связано с тем, что эта дихотомия по смысловому наполнению более всего отличается от юнговской типологии, от которой произошла соционика.
Если исходить из представления о социотипе как о некотором "информационном фильтре", который позволяет отбирать определенные виды информации из общего потока, то получим следующее: экстраверсия ("черный" аспект в базовой функции) -- ориентированность на восприятие информации о самих объектах (предметах, людях, ощущениях, событиях), в то время как интроверсия ("белый" аспект в базовой) -- это ориентированность на восприятие информации о соотношении между объектами (структурные связи, отношения между людьми, различия в ощущениях, взаимосвязь между событиями). В типологии Юнга (которая классифицирует людей не по восприятию информации, а по поведению) же экстраверсия -- это ориентированность на внешний мир, а интроверсия -- ориентированность на мир внутренний.  На первый взгляд, общего почти ничего нет, но тем не менее, для четко выраженных ТИМов соционическая и юнговская экстраверсия совпадают.
На мой взгляд, объясняться это может следующим образом. Соционический интроверт, получив определенную дозу информации о соотношении тех или иных объектов, начинает ее обрабатывать, мысленно комбинируя различные варианты соотношений и взаимосвязей. На это он может потратить достаточно большое количество времени и в тот период, пока он этим занят, интроверт не испытывает потребности в новой внешней информации. Экстраверт, же наоборот, восприняв и переработав информацию об объектах, сразу же начинает испытывать потребность в новой информации и зачастую для ее получения предпринимает какие-либо активные действия во внешнем мире. Именно поэтому соционические экстраверты гораздо тяжелее интровертов переносят ситуации, когда поступление новой информации ограничено.

Если сформулировать то же самое более кратко, то получаем следующее:
1) экстраверты интенсивнее потребляют информацию, чем интроверты;
2) экстарверты при недостатке информации совершают активные действия по ее поиску во внешнем мире (и тут проявляется экстарверсия по Юнгу);
3) интроверты при недостатке информации занимаются перекомбинированием и дополнительной переработкой уже накопленной информации, уходя в себя (интроверсия по Юнгу).

Но тут возникает вопрос: почему же это верно только для сильно выраженных ТИМов? Ответ достаточно прост: обладатели сильно выраженных ТИМов большую часть информации получают через блок Эго, который у них используется активнее других блоков, тогда как обладатели слабовыраженных ТИМов активнее пользуются другими блоками, в которых акцептной функцией может являться противоположная по "цвету".

В заключение остается отметить, что существует так же понятие экстраверсии/интроверсии по Айзенку. Типичный экстраверт по Айзенку общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами. Типичный интроверт спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем. Если рассмотреть эти качества с точки зрения соционики, то получим, что экстраверсия по Айзенку -- это сочетание иррациональности, социончиеской и юнгианской экстраверсии и этики, а интроверсия -- сочетание рациональности, социончиеской и юнгианской интрораверсии и логики. Т.е. условно предельным Айзенковским экстравертом является ИЭЭ-"Гексли", а предельным интровертом -- ЛСИ-"Максим Горький". Но не следует забывать, что айзенковские экстра/интро рассматриваются на уровне поведения, а не информационного метаболизма, поэтому эти соотношения с социотипами весьма условны.

ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!

2

Re: Об интроверсии и экстраверсии

Прошу прощения. Пришло сообщение по мылу и, как говориться, зацепило…

4X_Pro пишет:

существует так же понятие экстраверсии/интроверсии по Айзенку. Типичный экстраверт по Айзенку общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами. Типичный интроверт спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем. Если рассмотреть эти качества с точки зрения соционики, то получим, что экстраверсия по Айзенку -- это сочетание иррациональности, социончиеской и юнгианской экстраверсии, этики и интуиции, а интроверсия -- сочетание рациональности, социончиеской и юнгианской интрораверсии, логики и сенсорики.

Но не следует забывать, что айзенковские экстра/интро рассматриваются на уровне поведения, а не информационного метаболизма, поэтому эти соотношения с социотипами весьма условны.

Интроверсия / экстраверсия (по Айзенку) происходит от “Павловской” силы нервной системы (об этом вспоминал Таланов).
Стиль поведения является вторичным, зависящим от индивидуального опыта положительных и отрицательных подкреплений.

3

Re: Об интроверсии и экстраверсии

Таланов. Параллели с факторами Айзенка.

Следует обратить особое внимание на очевидную тождественность дихотомического фактора «логика-этика» в типологии Юнга и дихотомического фактора «упорство-уступчивость» (жесткость-мягкость) в последней редакции типологии Айзенка (Айзенк, Вильсон, 2000), а также на практическую тождественность юнговской дихотомии «иррациональность – рациональность» и айзенковского фактора «нейротизм – эмоциональная стабильность». Эти совпадения наглядно прослеживаются в очень схожей структуре характеристичных признаков, используемых для диагностики полюсов в соответствующих факторах и дихотомиях. Анализ структуры айзенковских диагностических шкал убеждает нас в том, что школа Айзенка в конце 1990-х годов фактически пришла к тем же по содержанию осям психологического пространства, которыми пользуется школа Юнга, хотя и под другими названиями (экстраверсия=экстраверсия, нейротизм=иррациональность, жесткость=логика). Различие, помимо названий, лишь в том, что факторы Айзенка повернуты относительно осей Юнга на незначительные углы. Без пары осталась только юнговская ось «интуиция-сенсорика», что можно объяснить, с одной стороны, упорным нежеланием представителей школы Айзенка отказываться от трехфакторной модели личности в пользу четырехфакторной (слишком много взаимных полемических стрел было на эту тему выпущено за 50 лет), и, с другой стороны, отсутствием в базовых признаках, используемых для факторизации в исследованиях школы Айзенка, главных и наиболее характерных признаков интуитивно-сенсорной дихотомии: воображения и фантазии, способности-неспособности раздваивать внимание, стремления сенсориков к комфорту и приятным ощущениям от еды и сна и т.д. В силу этого в соответствующих факторных исследованиях (Айзенк, Вильсон, 2000) фактор, соответствующий дихотомии «интуиция-сенсорика», остается в скрытом, латентном состоянии, набирая малую весовую нагрузку, что позволяет его игнорировать. Соответствующие ему признаки, которые все-таки частично наличествуют в базе признаков, используемых школой Айзенка для факторизации, оказываются «размазанными» по структуре трех других факторов – в зависимости от своих слабых и второстепенных корреляций с ними.

4

Re: Об интроверсии и экстраверсии

Для понимания взглядов Айзенка стоит ознакомиться с одним из его изречений:

…большинство людей, что бы они не говорили, на самом деле и не стремятся к научному пониманию человеческой природы. Им гораздо милее великий выдумщик Фрейд или сказочник Юнг, чем те, кто, подобно Кетеллу или Гилфорду требует от них понимания алгебры матриц, знания физиологии нервной системы и проводит настоящие эксперименты, а не довольствуются пересказом забавных анекдотов.

5

Re: Об интроверсии и экстраверсии

Спасибо за информацию. Точка зрения Айзенка, конечно, интересна, но такой трехдихотомийный подход, при котором выброшенной оказывается интуиция/сенсорика, принципиально несовместим с соционикой на базе аспектов.

ЛИИ-"Робеспьер", ЛЭВФ, ОФСД (информионика), тип D (псикосмология), 2367 (ТУАИ), Анубис (Эль-Тат).
Есть только один истинно типологический форум! Остерегайтесь подделок!

6

Re: Об интроверсии и экстраверсии

4X_Pro пишет:

Спасибо за информацию. Точка зрения Айзенка, конечно, интересна, но такой трехдихотомийный подход, при котором выброшенной оказывается интуиция/сенсорика, принципиально несовместим с соционикой на базе аспектов.

Так сказать, точка зрения Айзенка, восходит к точке зрения основателя экспериментальной психологии Вильгельма Вундта.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Вундт

Ещё в XIX веке оный Вундт “разложил” темпераменты Гиппократа – Галена – Канта на две дихотомии:
Экстраверсия – интроверсия, которую он назвал изменчивый – неизменный и эмоциональность – стабильность.


Что касается подхода Айзенка, то для него характерно использование трех трихотомийный подход.
Трихотомия №1: экстраверсия – “норма” – интроверсия.

7 (изменено: Коридор, 2012-11-22 20:55:50)

Re: Об интроверсии и экстраверсии

4X_Pro пишет:

экстраверсия ("черный" аспект в базовой функции) -- ориентированность на восприятие информации о самих объектах (предметах, людях, ощущениях, событиях), в то время как интроверсия ("белый" аспект в базовой) -- это ориентированность на восприятие информации о соотношении между объектами (структурные связи, отношения между людьми, различия в ощущениях, взаимосвязь между событиями)

Читал о вот таких признаках, по которым можно безошибочно определить экстра/интро:

"Экстраверты в целом реагируют быстрее, чем интроверты.
Но ошибкой будет делать вывод о человеке на примере скорости его речи.
Скорость речи, если опираться на мнение когнитивных психологов, — это скорость мышления, и чем выше скорость речи, тем выше скорость мышления человека.
Если человек говорит быстро, то это ещё не значит, что перед нами экстраверт. Задайте ему вопрос на отвлеченную тему и обратите внимание, меняется ли скорость его речи: у экстравертов при изменении темы скорость меняется незначительно, а у интровертов показатели более разнятся."

"Интроверты приспосабливаются к окружению, экстраверты же, наоборот, приспосабливают окружение под себя. При диагностике этого признака в речи человека следует сфокусировать внимание на том, влияет ли на человека мир или он сам на него оказывает влияние."

"У интроверта, как известно, движение энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру. Для интроверта субъект изначально более важен, чем объект. Для экстраверта, наоборот, объекты изначально более важны. В связи с этим у экстраверта сознательная ориентация обычно определяется объективной реальностью, фактами, получаемыми из внешнего мира, а у интроверта ориентация направлена на рефлексию, связь с внутренней реальностью, впечатлениями. Видна разница в референции: она либо внешняя, либо внутренняя.
Внутренняя референция — это принятие решений на основе внутренних ощущений, внешняя — ориентация на мнение других людей.
Экстраверт руководствуется мнением со стороны. Это связано с тем, что ему самому себя сложно оценить, поэтому он воздействует на других, что-то делает для других, чтобы узнать о себе.
Если мы зададим ему вопрос: "Как вы думаете, Вы хороший работник?", — экстраверт начнет вам рассказывать про то, как его оценивают другие. Он делает выводы, опираясь на мнение других людей о нем самом.
Интроверт руководствуется своим собственным мнением, при ответе на вопрос будет отталкиваться от внутренних ощущений. Он расскажет о том, что считает себя хорошим специалистом, потому что уверен в своем владении предметом; у него есть положительный опыт в этом вопросе; он уже неоднократно с этим справлялся и уверен в том, что ему под силу выполнить те задачи, которые перед ним стоят."

"Властвовать — подчинять своей воле, управлять, оказывать влияние. Обладать - иметь в своём распоряжении, контролировать, быть с вещью. Экстраверт злится, когда не может повлиять на человека, — ему хочется подавить его волю, сделать его ручным. Он расширяет связи за счет взаимодействия с другими объектами. Интроверт нападает только лишь с целью защитить себя. Он сохраняет те связи, которые имеются.

Экстраверт, ориентированный на объекты, ориентирует объекты под себя. Если он видит, что объект неправильный, он хочет его переделать. К примеру, Гексли, видя, что в человеке есть потенциал и замечая то, что он его не реализует, становится заинтересованным в том, чтобы переделать его под тот самый идеал. Так, если Гексли видит, что у девушки лишний вес в данный момент, и видит картинку, что с ней случится, если она похудеет, он начинает на неё воздействовать, предлагая объективные методы похудения. При этом совершенно игнорируется желание самого человека, хочет ли он худеть или нет. Не учитывается также и то, что привело его к этому состоянию. Гексли как экстраверт не хочет во всем этом копаться — он хочет заменить видимую картинку на желаемую.
Если эта девушка — интроверт, она, разумеется, защищается от такой атаки. Позиция интроверта звучит примерно так: "Не трогайте меня и не говорите мне, что мне нужно делать"."

"Интроверту важны связи, экстраверту важны объекты. Для экстраверта объект является целью, а взаимодействия выполняют по отношению к нему служебную роль. Главное — характеристики объекта. Он гонится за количеством и выбирает масштабные проекты.
Для интроверта главное взаимодействие, цель — связи между объектами. Он внимательно относится к деталям, больше обращает внимание на оттенки, старается выполнить работу как можно более качественно."

Диагностика:
"В речи и движении отслеживаем следующие моменты:

Сканирует ли человек пространство вокруг себя взглядом (экстра) или нет (интро)?
Старается занять много пространства (экстра) или довольствуется малым (интро)?
В выражениях собеседника больше активного(экстра) или пассивного(интро) залога.
- Я замерз.
- Мне холодно.
При ответе на вопрос начальное микродвижение глаз вверх (экстра) или вниз (интро)?
Суть рассказа в том, как кто-то влияет на человека (интро), или это рассказ о его влиянии на кого-то (экстра)?
- мне открыли дверь.. меня попросили зайти внутрь.. мне сказали..
- я открыл дверь, поздоровался, сел
На какие слова в предложении он делает ударения: на те, которые описывают его впечатления, отношения к чему-то (интро), или на те, в которых описываются объекты и их оценка (экстра)?
- Маша относится ко мне намного лучше, чем Даша, Даша меня просто не выносит; Мне понравился этот парень, потому что он интересно рассказывает, рядом с ним я чувствую себя более уверенной, он классно шутит и вызывает во мне неподдельную симпатию
- Маша и Даша - очёнь красивые, раскованные девчонки. Они самые популярные в компании; Мне нравится эта девушка. Она умная, симпатичная, веселая, энергичная
На чем делается акцент: на том, что человек К чему-то стремится(экстра) или на том, что ОТ чего-то уходи?
"Я пришел к выводу, что вырос из своей должности. И я захотел попробовать себя в новом качестве. На новом месте мне предложили больше возможностей для реализации своего потенциала". "Я развелся, потому что с ней было скучно. Мне захотелось чего-то нового. Мне захотелось найти человека…";.
"По новостям сообщили, что наша компания скоро обанкротится. Чтобы не оставаться без денег, я решил подстраховаться и начал поиск новой работы." "Я понял, что эти ссоры не приведут ни к чему хорошему. Что-бы больше не скандалить, я сам сделал первый шаг и расстался с ней.";.
Человек больше слушает (интро) или говорит (экстра)?
При вопросе "Как (откуда) ты это понял?" на чём делает акцент: на том, что его убедили другие (экстра) или дошел до этой мысли сам (интро)?
- Я несколько раз проводил эксперимент, и он подтвердился.. люди говорят, что это им помогает.. если бы метод не работал, ко мне бы не обращались
- Ну я так думаю, я считаю это правильным, я вижу это так."

ЭИИ, ЭЛВФ, НБПВ

8

Re: Об интроверсии и экстраверсии

Я понимаю это так (и противоречия не вижу):

Экстравертные аспекты действительно находятся во внешнем мире, поэтому человек с экстравертным аспектом в базовой будет постоянно снаружи себя, т.к. его внимание будет приковано к этим аспектам...
Интровертные аспекты - больше у человека в голове/теле, это как бы схемы, отражения внешнего мира (та же  l , или  t ), потому человек с интровертным аспектом в базе будет в первую очередь интроверсирован, т.к. все внимание базовой где-то внутри самого себя smile

Например, если  i  в базе, то постоянное внимание на все вокруг себя, потому что внешняя ситуация, потенциал, он там, снаружи меня
А если  t  - то это в первую очередь проекция динамики внешнего мира внутрь себя

p  - постоянное внимание на какие-то внешние процессы... почему  l  бывают невнимательны к мелочам? отчасти потому что  p  - это вот такое вот видение, что в вещью происходит прямо сейчас, как она меняется, за этим нужно просто следить
а  l  - это схема у меня в голове (которая мне (я здесь я лично себя имею в виду) порой застилает истинное положение вещей, факты, т.к. опускает сиюминутные детали)

перечитала - в общем, похоже, что повторила слова 4Х_Pro

но тогда я не понимаю поставленной проблемы,
если у человека в режиме нон-стоп будет работать фильтр по во восприятию внешней информации, то внимание будет направлено на внешний мир, с-но человек будет экстраверт
аналогично - с интроверсией)

А если определять экстраверсию/интраверсию как контактность, общительность, то тут скорее к этике/логике, ну и другим вещам)

Дон Кихот, Паскаль, ПНВБ, АЭФС